Экономический кризис в России в 2014-2016 гг.

В Российском банковском секторе наступило время непредсказуемого будущего. Совершенно недавно говорили о наступлении масштабного банковского кризиса, каких страна не видела последние 20 лет. Например, глава ОАО «Сбербанк России» Герман Греф, возглавляющий крупнейший по активам банк в стране, который находится под контролем Центробанка, придерживается мысли о «крупнейшем банковском кризисе». «Я не помню, чтобы такая ситуация с конца 1990-х была – такой ситуации не было никогда. За последние 20 лет, во всяком случае, первый, наверное, сложный такой, затяжной кризис» – пишет Г. Греф.

Однако существуют и противоположные концепции. Например, глава второго активам банка в стране – ВТБ – Андрей Костин: «Сложностей много. У кого-то есть сложности с капиталом, сложности с прибылью, есть высокая ставка рефинансирования. Но в целом ситуация абсолютно под контролем». Также оспорил первый заместитель председателя ЦБ Алексей Симановский: «Никаких признаков кризиса не вижу. Глубоко убежден в том, что никакого кризиса нет». Таким образом, мнения раздвоились.

Многим специалистам известны причины, которые могут привести к нестабильной банковской системе:

  1. Доля просроченных кредитов составляет 10% и более от кредитного портфеля. Из сообщений на сайте ЦБ следует, что объем просроченных кредитов в России в рублях составляет 7,6% от общего объема кредитов юридическим и физическим лицам – это не дотягивает до “кризисной” планки в 10%.
  2. Объем поддержки банковского сектора со стороны государства выходит за пределы 2% ВВП. Объем государственной поддержки банкам в этом году составил как минимум 1 трлн рублей (15,8 млрд долларов), которые правительство в виде облигаций федерального займа передало Агентству по страхованию вкладов – это 1,37% ВВП (согласно действующему закону о бюджете ВВП России в этом году составит 73 трлн рублей) – это не дотягивает до планки в 2% ВВП, хотя и находится в опасной близости от нее.
  3. Национализация банковского сектора. Национализации банковского сектора в России не наблюдается, хотя банки с государственным участием и сосредоточили в своих руках, по некоторым оценкам, порядка 40% активов всей системы кредитных учреждений.
  4. «Набег» на банки или меры, способные их сдержать (заморозка депозитов, «банковские каникулы» и так далее). Наконец, «набега» на банки со стороны вкладчиков и массового оттока вкладов тоже пока не наблюдается.

Говоря о ситуации в России необходимо ввести пятый критерий банковского кризиса – потенциальный объем дыр в капитале.

В России значительная часть участников банковского сектора имеет серьезные проблемы с собственным капиталом, многие его просто заполняют на бумаге с выгодой для себя, отчитываясь перед ЦБ по так называемой форме 101. Не случайно Эльвира Набиуллина, возглавившая Центробанк в 2013 году, принялась за масштабную очистку поля от недобросовестных организаций.

На момент ее прихода в стране насчитывалось больше тысячи банков, в настоящий момент – 693. При этом 78 из них запрещено принимать вклады от населения, а 151 банк переведен в режим ежедневных отчетов о своих операциях перед Центробанком.

Согласно проверкам временных администраций Банка России, у 62 банков из тех, у которых была отозвана лицензия, отрицательный капитал суммируется в минус 770 млрд рублей. Получается, что 1% ВВП у нас был из воздуха.

Грядущий стресс-тест ЦБ при жесткой процентной политике регулятора покажет, что тяжело переживут экономический кризис более 250 банков в 2015 году, а в 2016-м – 140 банков.

Больше всего вопросов вызывает неопределенность, которую готовит 2016 год. В зависимости от того, введут ли на Западе против РФ новые санкции, которые нацелены на банковский сектор, можно будет просчитать, нанесут ли банкам урон и какого он будет масштаба.

Ситуацию в банковском секторе России можно образно описать как закрытый перелом: снаружи пока практически никаких признаков, которые свидетельствовали бы о кризисе, система застыла в предкризисном состоянии. Однако внутри развивается серьезный воспалительный процесс. Финансовые власти, пытающиеся бороться с ним, борются больше с симптомами – ведь главные недостатки российской финансовой системы находятся не на уровне банков с “черными дырами” в капитале, а на уровне структурных проблем в экономике, которые ведут к возникновению этих черных дыр.

Опубликованные Банком России показатели деятельности кредитных организаций на начало марта 2015 года свидетельствуют о разрастающихся в банковской системе рисках. Наибольшие опасения вызывает сейчас устойчивый рост просроченной задолженности — как нефинансовых корпораций, так и физических лиц. Только за два месяца 2015 года доля просроченной задолженности в общем объеме предоставленных займов выросла на 0,5 п.п. — с 3,8% до 4,3%.

Безусловно, нынешний уровень просроченной задолженности уступает параметрам кризисного 2009 года, когда доля таких долгов к концу года достигла максимального значения в 5,1%. И на этом фоне как накопленный объем просроченной задолженности, так и ее увеличение в первые месяцы 2015 года кажутся не столь критичными.

Получив ощутимый удар по активам, банковская система страны теперь еще получила негативные процессы в сфере привлечения пассивов.

Классическую ситуацию пытается сейчас разрешить розничный банк «Русский стандарт». В начале 2015 года банк договорился с держателями еврооблигаций на 350 миллионов долларов о переносе срока их погашения на апрель 2020 года.

Ценой договоренности стало повышение процентной ставки с 10,75% до 13,0% годовых. Теперь же «Русский стандарт» ведет переговоры об отсрочке погашения облигаций 2017 года и при этом уже просит кредиторов не считать фактором дефолта факт снижения соотношения его капитала к активам ниже коэффициента 10,0 который прописывается в финансовых договорах как признак неплатежеспособности банка.

Эксперты в один голос говорят, что банки должны немедленно сформировать резервы в объеме как минимум 2,5-3,0 трлн руб. – а таких средств у многих акционеров наверняка нет, возможности поддержки Центробанка слишком ограничены, кроме эмиссии, которая только усугубит состояние экономики.

Следовательно, Центробанк будет беспощадно закрывать банки с низкой платежеспособностью с целью сохранения остальных. Но выплаты Агентства по страхованию вкладов уже получат далеко не все вкладчики.

Необходимость государственного регулирования банковского сектора давно признана всеми экономическими системами и во всех странах мира. Причина такого единодушия в первую очередь связана с проблемой потенциальной нестабильности отдельного банка и банковской системы в целом. Постоянно существующая проблема надежности банковского сектора вытекает из самой природы банков и их ведущего положения на финансовых рынках. Высокий уровень финансовой взаимозависимости, высокая доля в капитале банка быстро изымаемых денежных средств, многократное превышение активов над величиной собственного капитала могут явиться в случае ухудшения конъюнктуры финансовых рынков причиной потери ликвидности банка и кризиса платежеспособности.

В теории принято выделять три уровня регулирования банковской сферы: международный, национальный и микроуровень (саморегулирование). При этом следует отметить, что межгосударственные соглашения в банковской сфере направлены лишь на гармонизацию норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности банковского сектора и регламентацию требований к ним в разных странах. Определяющим в регулировании банковской сферы все-таки является национальный уровень.

Макрорегулирование банковской сферы связано с регулированием государством всех макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. При этом воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы. В рамках макроэкономического государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве.

Ведущее место в государственном регулировании банковской сферы занимает банковское законодательство. Как и любой вид предпринимательской деятельности, банковская сфера нуждается в адекватной современным экономическим условиям правовой базе.

В настоящее время в России комплекс экономических отношений в банковской сфере регулируется более чем сотней законов и более чем двумя тысячами подзаконных правовых актов. При этом количество правовых актов не является показателем достаточного уровня развития банковского законодательства.

Конечно, в последние годы велась активная работа по приведению банковского законодательства РФ с соответствие с рекомендациями Базельского комитета и общемировыми тенденциями в банковской сфере. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, многие проблемы законодательного обеспечения развития банковского сектора российской экономики остаются нерешенными.

Примером пробелов в банковском законодательстве является отсутствие на данный момент в Российской Федерации норм регулирования эмиссии кредитных карт и операций по ним на уровне федерального закона. Часть аспектов данного вопроса регулируются смежными нормативными актами, а конкретные вопросы регулирования эмиссии кредитных карт и операций с ними банки осуществляют в соответствии с собственными внутренними правилами. Проект Федерального закона «Об использовании платежных карт в Российской Федерации» существует с 1998 г., но до сих пор не принят. Мы считаем, что отсутствие федерального закона, регулирующего операции по кредитным картам, в некоторой степени сдерживает распространение кредитных карт среди населения, так как до сих пор к кредитным картам некоторые слои населения относятся со значительной долей настороженности.

Кроме того, по мнению многих специалистов, необходимо в ближайшее время определиться с вопросами нормативного регулирования коллекторской деятельности. До сих пор в стадии проекта находится закон о деятельности по взысканию просроченной задолженности с физических лиц. Целью такого закона должно стать усиление гарантий прав потребителей и построение эффективной системы мер по борьбе с недобросовестными взыскателями. Еще одной проблемой российского банковского законодательства является отсутствие правовых норм, регулирующих процедуру синдицированного кредитования. При этом данный финансовый становится все более востребованным инструментов финансового рынка.

Однако нормативная база не единственный способ государственного регулирования банковской сферы. Такого рода регулирование осуществляется и через разработки адекватных современной экономической ситуации концепций развития банковской системы и программы их реализации.

Закон об амнистии капиталов в России предполагается принят 1 июня 2015 г. Самый важный и проблемный вопрос предстоящей амнистии, по мнению специалистов, — гарантии безопасности ее участникам. К сожалению, ни в одном из предлагаемых законопроектов (а их было представлено в Госдуму уже несколько) этот вопрос не проработан детально.

В заключение следует отметить, что в условиях экономической и политической нестабильности необходимо усиление государственного регулирования банковской сферы. Это объясняется тем, что банки могут являться проводником государственной политики по поддержке экономики страны. Они имеют возможность эффективно участвовать в разработке и реализации антикризисных мер, таких как кредитование приоритетных отраслей экономики, поддержка финансового сектора, кредитование и реструктуризирование долгов крупнейших предприятий, кредитование малого и среднего бизнеса, поддержка процессов консолидации в экономике и т.д.

Статья из сборника материалов конференции.
Этот сборник и остальные, вы можете найти в нашем архиве.